Прокуратура Амурской области
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области
ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ:
МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ
г. Благовещенск
2017 год
ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ:
МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ
Любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Основным нормативным актом, определяющим порядок проведения проверок и меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017).
Данным Законом на органы прокуратуры Российской Федерации возложены дополнительные полномочия по обеспечению недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Надеемся, что данное пособие поможет Вам лучше ориентироваться в действующем законодательстве, знать свои права и обязанности, квалифицированно защитить их в случае неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее – органы контроля, контролирующие органы).
/применены сокращения: ЮЛ – юридическое лицо, ИП – индивидуальный предприниматель/
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
Из сферы действия Федерального закона № 294-ФЗ ИСКЛЮЧЕНЫ следующие виды государственного контроля (надзора):
контроль за осуществлением иностранных инвестиций; контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; налоговый контроль; таможенный контроль; контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; банковский надзор; страховой надзор; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль; федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; контроль и надзор за обработкой персональных данных и другие.
Также Федеральный закон № 294-ФЗ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия; осуществлении прокурорского надзора, производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации; расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве
инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде.
СЛЕДУЕТ РАЗГРАНИЧИТЬ проведение органами контроля проверок и мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. К таковым относятся:
1) плановые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ;
2) административные обследования объектов земельных отношений;
3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном российским законодательством;
4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в установленном законом порядке;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и размещении информации в Интернете и СМИ;
6) анализ информации о деятельности компаний, обязанность по представлению которой возложена на такие организации;
7) другие виды и формы мероприятий по контролю.
Такие мероприятия осуществляются должностными лицами контрольных органов в пределах их компетенции на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя.
В случае указанных мероприятий контролирующий орган может направить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ о недопустимости нарушения обязательных требований при следующих условиях:
- имеются сведения о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований закона;
- отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред либо создало непосредственную угрозу жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- ЮЛ, ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
Правила составления и направления ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи ЮЛ, ИП возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены постановлением правительства РФ от 10.02.2017 № 160.
В случае же выявления при проведении мероприятий по контролю нарушений обязательных требований должностные лица органов контроля принимают меры по пресечению таких нарушений, а также направляют руководителю органа контроля МОТИВИРОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ в письменной форме с информацией овыявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки.
ВИДЫ ПРОВЕРОК:
|
ПЛАНОВЫЕ
|
|
|
Осно-
вание,
сроки
|
Не чаще чем один раз в три года
Иные сроки:
1. Два и более раза в три года – в отношении ЮЛ, ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности
/постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944/
2. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок ЮЛ и ИП в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени
/Правила отнесения определены постановлением
|
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2. поступление в орган контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий;
3. мотивированное представление должностного лица органа контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
А-б) возникновение угрозы причинения вреда либо причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам
|
|
|
Правительства РФ от 17.08.2016 № 806/
3.Готовность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду проверяется ежегодно.
МОРАТОРИЙ (запрет на плановые проверки): с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении ЮЛ, ИП, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в зависимости от численности работников, размера дохода к субъектам малого предпринимательства
ИСКЛЮЧЕНИЕ для ЮЛ, ИП осуществляющих виды деятельности в сфере:
- здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
-федерального
|
культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
/после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемого лица/
в) нарушение прав потребителей.
При этом, обращение в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (т.е. орган Роспотребнадзора) рассматривается при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
4. Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом контроля индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.
/после согласования с органом прокуратуры по
месту осуществления деятельности проверяемого лица/
|
|
|
|
государственного надзора в области промышленной безопасности и пожарного надзора, гидротехнических сооружений, гос. экологического надзорав отношении лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты, I или II класса опасности; объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории; надзора в области радиационной безопасности; лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и др.
|
5. Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
|
|
|
на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», сайт прокуратуры Амурской области(http://www.prokamur.ru/),сайты органов контроля, Федеральная информационная система «Единый реестр проверок» (proverki.gov.ru)
|
сайты органов контроля,
Федеральная информационная система «Единый реестр проверок»/постановление ПравительстваРФот 28.04.2015 № 415/
|
|
Сроки
уведомления
|
не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения
|
не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения
|
Порядок уведомления
|
Посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя о начале проверки заказным почтовым отправлением с
уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты ЮЛ, ИП, если такой адрес содержится соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен ЮЛ, ИП в орган контроля или иным доступным способом
|
|
Любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу
электронной почты ЮЛ, ИП, если такой адрес содержится соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен ЮЛ, ИП в орган контроля
/В случае если причинен или причиняется вред - предварительное уведомление о начале проведения проверки не требуется – п. 17 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ/
|
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ: Не все обращения теперь могут являться основанием для проверки.
При наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления должностное лицо обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, являющихся основанием для проведения внеплановой проверки, уполномоченными должностными лицами контрольного органа может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
В ходе предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в т.ч. в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов, имеющихся в распоряжении контрольного органа, и др.
Контрольный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных данным органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
Кроме того, обращения в электронной форме могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя вединой системе идентификации и аутентификации. Процедура регистрации и авторизации заявителей в единой системе осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.06.2011 № 451.
При получении подтверждения данных, указанных в заявлениях и обращениях, должностное лицо контрольного органа подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.
СРОКИ ПРОВЕРОК
СРОК проведения документарной и (или) выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Допускается ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОВЕРКИ: в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление не допускается.
Также допускается ПРОДЛЕНИЕ СРОКА выездной проверки: в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа контроля, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
ФОРМЫ ПРОВЕРОК:
|
ДОКУМЕНТАРНАЯ
|
ВЫЕЗДНАЯ
|
Предмет проверки
|
сведения, содержащиеся в документах ЮЛ, ИП, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности,
|
содержащиеся в документах ЮЛ, ИП сведения, а
|
|
документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля
|
также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ЮЛ, ИП товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
|
|
по месту нахождения органа государственного
|
по месту нахождения ЮЛ, месту осуществления деятельности
|
|
Не допускается требовать НОТАРИАЛЬНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ КОПИЙ документов, представляемых в орган контроля, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В случае, если после проведения документарной проверки проводится выездная проверка: запрещается требовать от ЮЛ, ИП представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки
|
В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки ОКАЗАЛОСЬ НЕВОЗМОЖНЫМ в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица ЮЛ, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности ЮЛ, ИП, либо в связи с иными действиями (бездействием) предпринимателя, юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа контроля на основании АКТА О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких лиц выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления ЮЛ, ИП
|
КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЕЛ ПРОВЕРЯЮЩИЙ?
В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя.
ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях
предпринимателей в Амурской области к участию в проверке.
По окончании проверочных мероприятий предприниматель вправе ознакомиться с их результатами и указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, а также в течение 15 дней с даты получения акта вправе представить в орган контроля в письменной форме свои возражения, приложив подтверждающие документы.
ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕРКЕ:
- юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
- обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым указанными лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым грузам, а также обеспечить возможность отбора образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды для проведения экспертиз и расследований.
ЮЛ и ИП, необоснованно ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений требований, несут административную ответственность, предусмотренную ст.ст. 19.4.1, 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафов до 200 тыс. рублей на юридическое лицо, в случае повторного совершения - дисквалификации.
При проведении проверки ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА контролирующих органов НЕ ВПРАВЕ:
- проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различных объектов, если они не являются объектами (предметом) проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов;
- осуществлять выдачу ЮЛ, ИП предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Должностные лица, проводящие проверку, могут быть привлечены к АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ по ст. 19.6.1 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства о государственном надзоре, выразившееся в: проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения; нарушении сроков проведения проверки; отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);непредставлении акта о проведенной проверке; привлечении к проведению мероприятий по надзору не аккредитованных или не аттестованных в установленном порядке граждан или организаций; проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
КУДА ОБРАТИТЬСЯ, ЕСЛИ ПРИ ПРОВЕРКЕ НАРУШЕН ЗАКОН?
Если при проведении проверки должностные лица органа контроля своими действиями (бездействием) нарушают права предпринимателя, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением:
- в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- в судебном порядке в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ;
- в порядке Закона Амурской области от 15.09.2014 № 399-ОЗ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Амурской области» к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Амурской области;
- в порядке ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органы прокуратуры по месту нахождения органа контроля.
В прокуратуре области прием осуществляет начальник отдела по надзору за законностью правовых актов и за соблюдением прав предпринимателей по средам, с 11.00 до 13.00, предварительная запись по телефону 8 (4162) 775-005.
Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Амурской области прием осуществляется по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина 135, каб. 112,
телефон 8 (4162) 596-123.
Прокуратура Амурской области
Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Амурской области
|